Рекомендации родителям по воспитанию и обучению детей с СДВГ часть2, первая часть рекомендаций  по ссылке

Описание поведения ребенка. Ребенок проявляет агрессию, может ломать бытовые вещи, драться с близкими

Научное объяснение ситуации.

Причиной агрессии ребенка является его тревожность, которая часто является отражением тревожности матери. Причины непринятия родителями детей часто в самих родителях, в их неудовлетворенности жизнью, недовольство тем, “как все сложилось”, браком, работой, тем, “что имею” –  все плохо, да еще и ребенок “не такой”. Мать возлагает повышенные надежды на ребенка вследствие того, что ее ожидания относительно брака не оправдались. В свою очередь, ребенок с СДВГ не оправдывает ожидания матери.

Психолого-педагогические рекомендации.

Повышенная тревожность матери, неуверенность, опасения перед будущим – это все блокирует самостоятельность ребенка, делает его пассивным. Гиперопека над ребенком тоже может быть связана с повышенной тревожностью родителей.

Соблюдайте следующие 3 правила:

  1.  встаньте или сядьте так, чтобы смотреть ребенку прямо в глаза, обнимите его за плечи и повторите просьбу – успокоиться,
  2. обхватите ребенка в «охапку» и удерживайте некоторое время,
  3.  оставьте ребенка одного, не заходите в его комнату. Часто агрессия является демонстративной, т.е. для других

 

Описание поведения ребенка. Ребенок постоянно меняет круг своих интересов, например, переходит из одной спортивной секции в другую

Научное объяснение ситуации.

Когда родители не смогли добиться каких-то жизненных целей, они склонны возлагать на ребенка неоправданно высокие надежды. Попытки родителей компенсировать неудавшуюся, по их мнению, собственную жизнь успехами ребенка, является плохо преодолимым препятствием для реализации этой установки.

Психолого-педагогические рекомендации.

Когда ребенок пробует свои силы важно не ломать его планов, не пытаться реализовать свои родительские замыслы. Родители должны принимать деятельное участие в организации жизни ребенка в соответствии с его интересами и способностями. 

Описание поведения ребенка. Ребенок не способен концентрировать внимание дольше одной минуты, и, кажется, что в одном месте у него аккумулятор, который сам себя подзаряжает

Научное объяснение ситуации.

Активность ребенка связана с активностью его нервной системы. Она развивается по возбудимому типу. Ученые Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Лобные доли отвечают за устойчивость и концентрацию внимания, а также за контроль над поведением.  

Психолого-педагогические рекомендации.

Организуйте место для занятий в комнате, где нет отвлекающих факторов типа телевизора, компьютера, магнитофона, игрушек и т.д. 

  • контролируйте выполнение домашних заданий, мягко, но уверенно пресекая попытки отвлекаться;
  • поставьте таймер на столе ребенка. Ориентируйте ребенка на срочное выполнение заданий;
  • задания должны быть кратковременными – не больше 10-15 мин., а потом перерыв столько же.  

Описание поведения ребенка. Прерывает взрослого, вмешивается в разговор

Научное объяснение ситуации.

Как правило, такое поведение ребенка обусловлено реальным или назревающим конфликтом между родителями. Там, где растут дети с СДВГ, внутрисемейные конфликты обостряются до крайности. В семьях проблема взаимоотношений особенно остра, она выявляет внутрисемейные или собственные, личностные проблемы одного из родителей. СДВГ без преувеличения можно назвать и проявителем личностных проблем родителей, и их катализатором. 

Психолого-педагогические рекомендации:

Соблюдайте следующие 3 правила:

  1. не ссорьтесь между собой при ребенке, не говорите на повышенных тонах;
  2. обратитесь к ребенку с просьбой – подождать, обнимите за плечи, удерживайте пока не закончите разговор; 
  3.  напомните ребенку правила поведения, которые он должен проговорить

Описание поведения ребенка. Нетерпелив, навязчив, не может дождаться своей очереди

Научное объяснение ситуации.

Родители часто руководствуются своими представлениями о желательных для ребенка качествах и обращаются с ребенком так, будто он уже обладает ими, но не хочет “постараться” и “сделать как надо”. Важно постоянно задавать себе вопрос о границах возможностей ребенка. Нужно постоянно исследовать эти границы и понимать, что на нынешний момент это потолок возможностей ребенка. Требовать от него большего неразумно и жестоко.

Психолого-педагогические рекомендации.

Гиперактивные дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим, учите ребенка действовать в ситуации ожидания:

  • Определите для ребёнка чёткие рамки поведения (рамки дозволенного) – что можно и чего нельзя;
  •  Покажите ожидание личным примером;
  • Старайтесь, чтобы ребенок услышал требования и проговорил их громко. Важно чтобы требования родителей он проговаривал постоянно!

Описание поведения ребенка. Демонстрирует вызывающее поведение, отличное от ожиданий взрослых

Научное объяснение ситуации.

Вызывающее поведение зачастую – способ привлечь к себе внимание. Легче переносить неизбежное, если можно поделиться этим с близкими. Родитель должен разделить чувства ребенка. Для этого нужно поддержать его, например: «Я понимаю, тебе совсем не хочется делать … и вести себя… Пока у тебя нет выбора, у тебя серьезное преодоление».

Психолого-педагогические рекомендации.

Важно разобраться в чувствах ребенка, чтобы понять, почему он упрямится и ведет себя вызывающе. Отказаться от упрашиваний, подкупов, споров, наигранного безразличия, обвинений, попыток пристыдить и других похожих способов. Нужно говорить спокойно, понятно, недвусмысленно. По возможности идите на компромиссы:

  • повторяйте указания один раз. Если они не выполняются, наказывайте, но используйте наказание редко; 
  •  если указания выполняются – поощряйте и чаще.

Проводите с ребенком больше времени,  играйте с ним, читайте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя с другими людьми, учите его основам нравственности.

Описание поведения ребенка. Неохотно приступает к деятельности, которая требует продолжительного сосредоточения внимания

(например: выполнение заданий родителя, домашней работы, уроков), избегает выполнения заданий

Научное объяснение ситуации.

Иногда желание ребенка что-то сделать должно вызреть, стать явным. Но часто ребенку не дают  времени для этого. Размышляющий и  «слоняющийся» по дому ребенок у многих родителей вызывает раздражение и тревогу: так и хочется быстро нагрузить его чем-то полезным. Потребности ребенка так и могут остаться невыясненными. Однако не следует торопить, предлагать свое, нужно прислушиваться к ребенку

Психолого-педагогические рекомендации.

За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т. п.), должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе слово…

Примером поощрения может служить следующее: 

  •  разрешите ребенку посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени (только не увлекайтесь, это может быть лишь разовая поблажка); 
  •  угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе со взрослыми;
  •  позвольте лишний раз сходить на прогулку или купите ту вещь, о которой он давно мечтает

Описание поведения ребенка. Ведет себя безучастно, равнодушно к чувствам родителя

Научное объяснение ситуации.

У таких детей часто занижена самооценка и отсутствует эмпатия. Для формирования сострадания ребенку часто нужна  любовь, основное свойство которой – дружественный настрой по отношению к нему. Главная родительская задача состоит в том, чтобы не подгонять ребенка под свое мировоззрение. Приоритетными должны быть особенности ребенка, а не требования общества, оценки окружающих, родительское представление о должном поведении. Нельзя применять тип воспитания, который удобен родителю, – необходимо научиться жить с ребенком, учиться видеть, что представляет собой его душа.

Психолого-педагогические рекомендации.

Придерживайтесь следующих 3 форм поведения:

  1.  говорите о том, что вам больно, обидно за поведение ребенка, обсуждайте свои эмоции;
  2.  используйте мимику, чтобы передать гамму чувств;
  3. обращайте внимание ребенка на эмоции других, объясняйте эти эмоции

Описание поведения ребенка. Частая смена настроения — от бурного восторга до безудержного гнева

Научное объяснение ситуации.

Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, поэтому при агрессии и агрессивных действиях, скажите ему: “Хочешь бить – бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным), а по земле, по камням”. 

Психолого-педагогические рекомендации.

Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ребенку нужно выплескивать энергию наружу:

  • важно научить это делать, показать личным примером;
  • после проявления гнева нагрузить ребенка физически – побегать, попрыгать;
  • обязательно поставьте гимнастическую стенку дома/, установите велотренажер, беговую дорожку …..

Описание поведения ребенка. Демонстрирует импульсивность, несдержанность;

в приступе гнева такой ребенок может «натворить дел»

Научное объяснение ситуации.

Следствием импульсивности является вспыльчивость. Следствием вспыльчивости является отсутствие способности контролировать свое поведение и эмоции. Виноват мозг ребенка, недоразвитие некоторых его функций, расположенных в коре головного мозга. Нужно продолжительное время чтобы мозг созрел. Созревание мозга происходит интенсивно, если правильно воспитывать ребенка! 

Психолого-педагогические рекомендации.

Можно использовать «Дневник самоконтроля» и отмечать в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы дневника: «мое поведение», «выполнение домашних обязанностей», «учеба в школе», «выполнение домашних заданий».

Важно соблюдать следующие 4 правила: 

  1.  не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  2.  важно прогнозировать поступки, удерживать ребенка физически каждый раз, когда он может показать несдержанность;
  3. хвалить за контроль над поведением, за сдержанность, объясняя его преимущества;
  4. мелкие достоинства подчеркивать, делать на них акцент, постоянно “вытаскивать наружу” – иначе у ребенка сложится впечатление о полной собственной никчемности и о бесполезности каких бы то ни было усилий.

Описание поведения ребенка. Присутствует негативная самооценка.

(низкая или даже самоуничижительная)

Научное объяснение ситуации.

Ребенок начинает думать, что он плохой, не такой, как все. Очень важно, чтобы взрослые относились к ребенку доброжелательно, понимая, что его поведение вызвано объективными трудностями контроля (он не может себя хорошо вести, потому что не знает как по-другому).  

Психолого-педагогические рекомендации.

Возможно выполнение следующих техник:

  •  избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку;
  • старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям;
  • чаще говорите, что любите; обнимайте, выслушивайте, защищайте. Ребенок должен ощущать защиту постоянно;
  • . пойдите на кардинальные меры. Если  низкая самооценка является результатом целенаправленной травли в коллективе, то  переводите его в другую школу;
  •  подбирайте для ребенка группу по интересам, где к нему относятся доброжелательно. Уходите из групп, в которых ребенка унижают;
  • обращайте внимание на сильные стороны ребенка, развивайте их: рисование, лепка, музыка, спорт ……
  • Участвуйте в увлечениях ребенка, проявите заинтересованность в его занятиях 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *