Описание поведения ребенка. Теряет или забывает вещи
Научное объяснение ситуации. Небыстро отвлекается, переключается, его привлекают новые необычные стимулы и это является основной причиной его забывчивости и потерь. Проблема СДВГ заключается в восприятии ребенка родителями, неправильной позиции по отношению к нему. Невозможно исправить ребенка, так как в перестройке нуждается вся семья: образ жизни, взаимоотношения супругов, отношение к ребенку, взгляды родителей на жизнь. Чтобы исправить ситуацию бывает достаточно, если кто-то из родителей взял на себя труд по коррекции собственной позиции.
Психолого-педагогические рекомендации: Если ребенок потерял вещь, постарайтесь не ругать его, а обсудить причины случившегося и проговорить, что он должен был сделать, чтобы этого не произошло. Все что вы будете делать, должно быть не наказанием, а необходимыми мерами. Не называйте ребенка «растеряшей» или «рассеянным», так вы только укрепляете его в этой мысли. Взамен потерянных вещей не торопитесь покупать новое и лучшее. Ребенок должен успеть ощутить дискомфорт от потери.
Соблюдайте следующие правила:
- пометьте вещи и одежду ребенка каким-нибудь логотипом, символом или просто биркой с фамилией, чтобы потом было легче искать. Аккуратность стоит воспитывать во всем, в частности:
- найдите место для каждой вещи ребенка и время для ухода за этой вещью. Учите ребенка следить за своими вещами самостоятельно и постоянно. Например, регулярно чистить обувь или сдавать вещи в стирку;
- можно сравнить пропавшую вещь в понятном ему эквиваленте, вроде: «Эх, а ведь эта шапка стоила 10 киндер-сюрпризов. Теперь придется копить»;
- в ситуации потери карманных денег важно объяснять их стоимость.
Описание поведение ребенка. Не слушает, когда к нему обращаются или делает вид, что не слышит
Научное объяснение ситуации. Важно соблюдать правило – не осуждать конкретный поступок, не связывать его с личностью. Нельзя оценивать личность – ни положительно, ни отрицательно! Высказывание оценок: “Бестолочь!”, “Сколько раз тебе объяснять!”, “Любой дурак на твоем месте уже догадался бы”. Это высказывание может быть даже справедливым, но наносит очень сильный вред психике ребенка, его самооценке.
Психолого-педагогические рекомендации. Если даете ребенку какое-то новое задание, покажите, как его выполнять, или подкрепите рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь очень важны. Можно посоветовать следующее:
- использовать будильник или кухонный таймер. Сначала обговорите задание, а уже дальше подключайте технику. Это, считают специалисты, будет способствовать снижению агрессии,
- не следует перегружать внимание ребенка, то есть на определенный отрезок времени поручайте только одно дело, чтобы он мог его завершить. Например: “С 8.30 до 9.00, Михаил, ты должен убирать свою постель”
- Если ребенок вас не слышит, повторяйте свою просьбу одними и теми же словами два, три раза (не более), стараясь не раздражаться. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения
Описание поведения ребенка. Не придерживается указаний, не выполняет поручений до конца или же в не надлежащем объеме.
Научное объяснение ситуации. Дети СДВГ часто не вписываются в возрастные нормы нервно-психического развития, чем вообще повергают своих родителей в панику. Такой ребенок возбудим, беспокоен, плохо спит, часто плачет, плохо привыкает к режиму и доставляет много хлопот измученным родителям. Поэтому наряду с тревогой мама начинает испытывать к малышу скрытую неприязнь, в которой боится признаться даже самой себе.
Психолого-педагогические рекомендации: Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого соблюдайте следующие правила:
- вместе с ребенком составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство;
- время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должно соответствовать определенному распорядку.
- составьте график дня и строго его придерживайтесь!
Описание поведения ребенка. Не может усидеть на месте, постоянно двигается, все «переворачивает», много бегает в местах, где этого делать не следует
Научное объяснение ситуации. Высокая активность нервных процессов, возбуждение быстро сменяется торможением, и наоборот, торможение возбуждением. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале.
Психолого-педагогические рекомендации. Предоставлять ребенку возможность для ежедневной свободной физической активности. Она позволяет сбросить избыток энергии. Важно соблюдать следующие условия выполнения упражнений:
- проводить ежедневные гимнастические упражнения под руководством одного из взрослых;
- в процессе выполнения упражнений, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы можно понизить требовательность к аккуратности;
- подбирать упражнения, от которых ребенок будет получать удовольствие
Описание поведения ребенка. Ведет себя шумно в игре. Отдыхать спокойно также не может
Научное объяснение ситуации. Важно понимание, что ребенок имеет право быть самим собой, не обязан соответствовать ничьим ожиданиям. Нужно признать за ребенком права на индивидуальность и непохожесть ни на кого, в том числе и на родителей. Принятие ребенка с его недостатками – важнейшее условие родительской любви. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование его психического мира.
Психолого-педагогические рекомендации. Рекомендуется с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно. – если не получается успокоить, то постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Важно соблюдение следующих правил:
- старайтесь следить за своей речью. Окрики, гнев, возмущение плохо поддаются контролю;
- выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Старайтесь по возможности сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка;
- эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, положительного поведения, каким бы незначительным оно ни было.
Описание поведения ребенка. На просьбы родителей не обращает внимание или все делает наоборот
Научное объяснение ситуации. Нужно верить, что в ребенке много хорошего и сильного, и оно постепенно возьмет верх. Справиться со своим недостатком он захочет сам при условии родительской поддержки и доверия. Родителям необходимо не фиксировать недостатки, а подкреплять достоинства, давать силы для самостоятельной борьбы ребенка со своим недостатком.
Психолого-педагогические рекомендации. Наберитесь терпения и соблюдайте следующие условия:
- не требуйте немедленного выполнения просьбы, подойдите к ребенку, возьмите его за руку, повторите свою просьбу;
- определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко;
- чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства
- Описание поведения ребенка. Ребенок не убирает за собой постель, стол, костюм
Научное объяснение ситуации. Совершенно не правильно думать, что когда ребенок не справляется с поручением, то это его активное нежелание или “лень”. Это не так. Необходимо делать это вместе с ним, при этом не прекращая доброжелательного общения, показывая, как это нужно делать, не связывая поручение с отрицательными эмоциями. Это касается, например, домашних дел: уборка должна быть совместной (мама может убирать свою территорию, ребенок — свою. Если же и это у него не получается, то лучше вместе убирать его комнату… ).
Психолого-педагогические рекомендации. Не убирайтесь за ребенком и не делайте все за него. Научите его обслуживать себя:
- не суетитесь, говорите спокойно, не убирайте за ребенком, сделайте это вместе;
- совместные действия по уборке повторите несколько раз;
- организуйте соревнования по уборке. Ребенок убирает постель, а вы на его столе и т.д.
Описание поведения ребенка. Ребенок часто болеет
Научное объяснение ситуации. Как ни странно, но матери бывает “выгодно”, чтобы ребенок не справлялся, болел, оставался зависимым. У такой матери дни ничем не заполнены, поэтому она стремится заполнить их заботами о ребенке: постоянные занятия, разговоры о нем, внимание к каждой мелочи. Женщина решает вопросы собственной жизни. Болезнь ребенка такие заботы оправдывает, придает им благородный смысл. Когда у матери нет личной жизни или она «под вопросом», она боится одиночества и стремится “привязать” к себе ребенка, сделать зависимым от себя. Как следствие – гиперопека ребенка СДВГ.
Психолого-педагогические рекомендации. Болезнью ребенок может манипулировать внимание матери. Он идет на все уловки, чтобы остаться дома, продлить внимание и ничегонеделание. Соблюдайте следующие условия:
- проверьте болезнь градусником и попросите школьного врача понаблюдать за ребенком;
- говорите с ребенком о важности его учебы для будущего;
- прививайте самостоятельность во всем – уборке комнаты, рабочего стола, костюма, рюкзака в школу;
- ребенок должен уметь приготовить себе обед, убрать за собой посуду.